Великий сказочный иллюстратор Иван Яковлевич Билибин
Представить русские народные сказки без иллюстраций, которые нарисовал Иван Яковлевич Билибин просто невозможно. Ученик Репина, художник, график, театральный оформитель, книжный иллюстратор, член объединения «Мир искусства» Иван Яковлевич Билибин — один из крупнейших мастеров национальноромантического направления в русском варианте стиля модерн, создатель замечательных иллюстраций к знаменитым русским сказкам и былинам.
А началось все в 1899 году с выставки московских художников в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы
самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни.
Художник находится под сильным впечатлением: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» Билибин приступает к иллюстрированию русских народных сказок из сборника Афанасьева. И уже в 1899 году на свет появляется первая иллюстрация к «Сказке о Иван-царевиче, Жар-птице и о сером волке». В течение четырех лет Билибин проиллюстрировал еще несколько сказок: «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку», «Белую уточку», «Царевну-лягушку», «Марью Моревну», «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Василису Прекрасную». Лучшая русская типография, Экспедиция заготовления государственных бумаг, основанная в 1818 году в лице своего руководства, в которое входили князья и ученые того времени, устала от однообразия печати банкнот и кредитных билетов. Именно здесь и были отпечатаны все иллюстрации Билибина, выполненные в оригинальной манере, в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, основанной на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву и… японской ксилографии . В 1900 году работы иллюстратора были представлены на второй выставке «Мира искусства», где художник получил лестные отзывы за оригинальность и самобытность своих работ.
В эпоху декаданса народные орнаменты Билибина произвели фурор, но далее судьба переменилась. К моменту Октябрьской революции уже дважды разведенный художник эмигрирует в Египет, где изучает древнюю историю и искусство, потом переезжает в Париж, где создает театральные декорации к русским операм и балетам. Так или иначе, Билибин примиряется с советской властью и возвращается в Петербург, где долгое время преподает во Всероссийской академии художеств.
В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказывается от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ.
Иван Яковлевич ушел из жизни во время блокады Ленинграда 7 февраля 1942 года.
Добавить комментарий